Объективы Contax 645 на среднеформатных камерах Leica S? Хотя это и не самая свежая новость, для некоторых она может оказаться действительно полезной. Дело в том, что большинство фотографов, которые планируют перейти на средний формат, редко считают систему Leica S привлекательным вариантом. В некотором смысле они правы, поскольку Leica никогда не ассоциировалась с понятием ценовой доступности, но не все так просто …
Когда я впервые попробовал Leica S2 в 2009 году, я сразу же в неё влюбился. Конечно, это не совсем средний формат, как мы его представляли себе раньше, но, как оказалось, иллюзия трёхмерности, присущая среднему формату, явно присутствует на кадре размером 30х45мм. Прелесть камер Leica S в том, насколько они компактны по сравнению с альтернативными вариантами. Фактически, все корпуса камер Leica S серии AF не больше, чем профессиональные 35-мм корпуса от Canon и Nikon, в то время как все другие зеркальные системы цифровые среднеформатные системы просто унаследовали пленочные корпуса предыдущих моделей, оснащенные либо цифровыми задниками (Hasselblad H, PhaseOne), либо, как Pentax 645D, встроенными цифровыми сенсорами.
Моя предыдущая среднеформатная система Contax 645AF/PhaseOneP25 прекрасно служила мне десять лет, пока я не переключился на Leica S-E (Typ006). Самая продвинутая и, не побоюсь этого слова, устремлённая в будущее система своего времени, она даже сейчас выглядит вполне достойно в компании конкурентов. Однако, сегодня использовать Contax 645 в работе, особенно в ответственных профессиональных съёмках, стало опасно, так как их производство и гарантийное обслуживание прекращены в 2005 году. Грустно было видеть, как одни из лучших объективов в категория среднего формата стоят без дела на полке. Неожиданно на помощь пришла Leica. Понимая, что цены на их объективы высоки, высшее руководство компании Leica Camera AG предложило умное и элегантное решение: система S вышла с множеством адаптеров для объективов других систем, включая S-адаптер-C, электронный адаптер, который позволяет использовать все возможности объективов Contax 645 AF на фотоаппаратах Leica S.
Итак, почему линзы Contax 645 AF? Короткий ответ прост: в настоящий момент они представляют собой лучшее соотношение цена / качество в отрасли. Теперь подробно и по пунктам:
- Линейка объективов Contax 645AF производства Carl Zeiss состоит из 3,5/35, 2,8/45, 3,5/55, 2/80, 4/120 APO Macro, 2,8/140, 4/210 и 4/350 APO. Ах да, еще и 4.5/45-90. Этот набор фокусных расстояний достаточен для решения любых задач в категории среднего формата.
- Качество изображения превосходно: среднеформатная оптика – это ключевая компетенция фирмы Carl Zeiss. На самом деле эти объективы настолько хороши, что большинство из них не требуют коррекции изображения, поэтому профили Lightroom не нужны.
- Запатентованное 7-слойное покрытие T * делает все объективы Carl Zeiss невероятно устойчивыми к бликам и вуали, и оптика Contax 645 не является исключением.
- Объективы Contax 645 оптимизированы для круга изображения диаметром 60 мм. Сенсоры Leica S имеют диагональ 45 мм, и именно там эта оптика имеют самое высокое разрешение и полное отсутствие кривизны поля изображения.
- Эргономика находится на одном уровне с качеством изображения. Объективы 55 мм, 80 мм, 120 мм, 140 мм и 210 мм имеют одинаковый диаметр оправы и размер фильтра 72 мм. Это может показаться мелочью, но в полной мере вы сможете оценить предусмотрительность разработчика, когда вы положите в сумку три фильтра вместо пятнадцати.
- Установленные Leica S006 и S007, эти объективы фокусируются заметно быстрее и увереннее, чем на Contax 645, благодаря более современной фазовой технологии автофокуса.
- Несмотря на то, что S-адаптер-C довольно дорогой, его цена легко оправдывается тем фактом, что три объектива 2.8/45, 3.5/55 и 2.8/140 (подержанные, конечно, но в отличном состоянии) вместе стоят дешевле, чем стандартный Leica Summarit-S 2.5 / 70 ASPH.
- Большинство объективов Contax 645 легко доступны на eBay, и их цены сопоставимы с ценами, которые можно было бы заплатить за ремонт, если линзы выйдут из строя или упадут.
Любой разговор о качестве изображения без визуальных доказательств был бы бессмысленным. Так что, смотрите и убеждайтесь.
3.5 / 35, пожалуй, единственный объектив, который не соответствует стандартам качества Leica для широкоугольных объективов. Несмотря на то, что он вполне резкий, изображения требуют коррекции, и в Lightroom для него есть профиль.
2.8/45 отличается очень высокой резкостью и отсутствием дисторсий.
3.5 / 55 имеет уникальные оптические характеристики. Каким-то непостижимым образом разработчикам удалось сделать так, чтобы как передних, так и фоновый расфокус выглядели одинаково приятно. Большинство объективов на это не способны, так как это требует высочайшей степени коррекции. Его рендеринг имеет ярко выраженную иллюзию глубины, что хорошо видно ниже на замедленной съёмке, сделанной из серии неподвижных кадров.
Leica S-E (Typ006), Carl Zeiss Distagon 2.8/55 T*
2/80 – один из самых светосильных объективов в среднем формате, и, несмотря на его светосилу, качество изображения выше всяких похвал. Обратите внимание на полное отсутствие продольной хроматической аберрации в фоновом расфокусе на фотографии ниже.
4/120 APO-Makro-Planar вообще не имеет аналогов. В отличие от своего конкурента Leica APO-Macro-Summarit-S 2.5/120, он обеспечивает увеличение 1:1 и закрывается до f/45. Этот объектив, в отличии от остальных в линейке Contax 645, фокусируется вручную, но кому серьезно нужен автофокус на макрообъективе среднего формата? Снимки, сделанные этим объективом, выглядят необыкновенно реалистичными, что делает его моим единственным выбором для фотосъемок меню в элитных ресторанах.
Остальная часть линейки, на мой взгляд, достойно соперничает с аналогичными объективами Leica по всем параметрам. Просто посмотрите на пример ниже. Это изображение не отредактировано.
Теперь, почему Leica S-E? На момент написания статьи, Fuji предлагает две беззеркальные среднеформатные камеры, совместимые с оптикой Contax 645 через специальный адаптер. Они оба великолепны, но уступают в скорости фотоаппарату Leica S-E, и тем более, Leica S Typ007. Изначально предназначенные для фэшн-фотографии, камеры Leica S, конечно, не такие скоростные, как 35-миллиметровые профессиональные спортивные фотоаппараты, но достаточно быстрые, чтобы запечатлеть активное движение. Объектив Carl Zeiss Planar 2/80 T* на открытой диафрагме имеет глубину резкости, сравнимую с 0,95/50 Noctilux на кадре 24×36 мм, однако скорость и точность его автофокусировки на Leica S-E находятся в допустимых пределах для печати (ниже).
Leica SL сделала меня активным сторонником беззеркальной технологии, но DSLR-система Leica S на данный момент актуальна для меня на 100%, а оснащенная оптикой Contax 645 Carl Zeiss представляет собой относительно доступное профессиональное решение, обеспечивающее превосходное качество изображения.
Ираклий Шанидзе © 2019
You must be logged in to post a comment.