Leica M10 и фотография движения без автофокуса

Как говорится, привычка – вторая натура. Используя камеры системы Leica M профессионально в течение многих лет, единственный тип фотосъемки, который я не практиковал с ними – макро. Все остальное снимал неоднократно – репортаж, мода, реклама, балет… Да-да, именно балет. Реальные сцены с прыжками и движениями, вопреки распространенному мнению, что «архаичная система фокусировки Leica не подходит для съемки активного действия». Камеры Leica M – всегда предмет для разговора, особенно, среди фотографов. Причём, стоит отметить, предмет довольно спорный. Некоторые из фотографов полностью очарованы Leica – по очень разным, иногда непредсказуемым причинам, другие утверждают, что это дорогая бесполезная игрушка. И почти нет мнений посередине между ними. Однако, даже с кем-то, кто настроен положительно, разговор обычно складывается следующим образом:

  • Эй, хорошая камера! Что это, Лейка? Плёночная или цифровая?
  • Спасибо. Да, цифровая Leica.
  • И как она вам?
  • Ну, это моя основная рабочая камера.
  • Без шуток! В самом деле? Но у неё же ручная фокусировка!
  • Да, а что такого?
  • Что значит «что такого»? Вы не можете использовать ручную фокусировку для своего типа фотографии, потому что автофокус является обязательным условием для свадебной фотографии, фотожурналистики, съемки спорта, детей и так далее, просто дополните сами. Что вы снимаете, пейзажи?
  • На самом деле, я снимаю что угодно, не только пейзажи. В основном, балет.
  • ???

В действительности, делать снимки движущихся объектов с ручной фокусировкой во многих отношениях проще и надежнее, чем с автофокусом. Причина проста: вы точно знаете, что должно быть в фокусе, а ваша камера может только догадываться об этом, и во многих случаях она может ошибаться. Все, что вам нужно, это научиться приемам, которые могут превратить ваше желание в резкое изображение.

Фундаментальное различие между методами автоматической и ручной фокусировки состоит в том, что первый в значительной степени является пассивным, а последний – активным. Позвольте мне объяснить. При использовании автофокуса, ваша активная роль заканчивается выбором режима фокусировки и, возможно, фокусирующей точки в видоискателе. В то время как вы «активно» отслеживаете предмет, на самом деле вы погружаете себя в ситуацию бездействия, когда ваш успех полностью зависит от того, способен ли “мозг” камеры фиксировать движения объекта в условиях текущего освещения. Даже современные профессиональные камеры с непрерывным AF и отслеживанием лица, такие как Sony α99-II и Leica SL, можно одурачить, особенно, в сложной сцене. С ручной фокусировкой все намного, намного проще. Вы оцениваете траекторию, мысленно экстраполируете её в свою композицию, предварительно фокусируете и ждете. Все, что вам нужно знать, это какая будет глубина резкости в точке фокусировки, что совсем не проблема, так как у любого объектива Leica M есть шкала DOF, высеченная на кольце. Шансы того, что ваш объект не попадет в предварительно сфокусированную точку, довольно малы, так как любое физическое тело имеет инерцию, сохраняя свое движение относительно устойчиво.

Leica M10, Summicron 2/35-IV, f/5.6

Например, чтобы сделать эту фотографию, я предварительно навёл резкость на кусок липкой ленты на полу и ждал следующего поворота Grand Jete en Tournant. Как только я определился с точкой фокусировки, выбор правильного момента для нажатия на кнопку затвора уже не составил труда: дальше нужно было просто слушать музыку, под которую балерина делала прыжок.

Вы все еще можете быть скептически настроены, так как в этом примере траектория почти параллельна плоскости кадра. Я могу заверить вас, что сфотографировать танцора, движущегося к камере, не намного сложнее. Здесь главное – не попасть под ноги с виду таких легких, но очень быстрых балерин. Тот же метод предварительной фокусировки был использован на фотографии ниже, только моя контрольная метка на полу оказалась вне рамки.

Leica M10, Summicron 2/35-IV, f/4

Этот прыжок, Grand Pas de Chat , имеет очень полезное свойство, во всяком случае, для фотографов: когда прыжок выполняется правильно, балерина «замирает» на вершине траектории, сразу после того, как передняя нога выстреливает вперед. Поэтому, если вы можете оценить, где будет самая высокая точка прыжка, съёмка возможна даже на f/1.4. Это может быть проблематично, если вы не знакомы с конкретной танцовщицей, но как только вы увидите её прыжок несколько раз, ваш уровень успеха резко возрастет.

Чего бы я настоятельно не советовал – снимать сериями по несколько кадров в секунду. Несмотря на то, что видоискатель Leica M не затемняется, и вы можете видеть рамку в момент экспозиции, съемка из сериями редко дает хорошие результаты, так как все прыжки и движения балета развиваются во времени, а поза становится совершенной только в течение доли секунды. Даже при скорости 10 кадров / с, шансов поймать идеальную позу намного меньше, чем если вы отсчитываете такты музыки. Как только вы научитесь использовать музыку в качестве гида, работать вам станет намного проще. Итак… Все, сказанное выше, показывает, что работа с ручной фокусировкой дальномерного фотоаппарата не сложнее и ничуть не менее надежна, чем с вашей автофокусной зеркалкой. Просто, для этого требуется другой набор навыков. Как только вы их освоите, съемка с дальномером становится для вас лёгкой и непринуждённой.

Irakly Shanidze © 2017