Уважаемый читатель, Вы слышали когда-нибудь о 7Artisans?
Если ответ «нет», особенно если Вы фотографируете одной из камер Leica M, Вас ждет большой сюрприз. Любой фотограф, который когда-либо снимал на Leica, знает, что в мире 24×36 мм существует всего два вида оптики: Leica и все остальное. Да, нам известны некоторые превосходные объективы от разных брендов, будь то европейские или японские, но в целом только Leica неизменно удается придумывать уникальные дизайны, которые обеспечивают высокую светосилу, уникальное качество изображения и компактность в одной упаковке. Кроме того, у объективов Leica, особенно старых доасферических конструкций, есть почерк, который легко распознать даже тем, кто не занимается оптической инженерией профессионально. Этот статус-кво существовал более сотни лет, до недавнего времени.
В прошлом году, совершенно неизвестная компания из Китайской Народной Республики взяла фотографический мир штурмом. У неё довольно необычное название, которое сразу же запоминается: 7 Artisans. Как ковбой, который пинает дверь в салун, чтобы никто не пропустил его появления, 7Artisans появились на фотографической арене вполне громко: 50 мм f/1.1 в байонете Leica M, сопряженным с дальномером. Справедливости ради, мы уже видели светосильные 50-миллиметровые объективы, вторгавшиеся на территорию Leica Noctilux. Voightlander 1.1 / 50 и даже Mitacon 0.95/50 вышли несколько лет назад, но… Как у владельца 1/50 Noctilux, у меня есть скромное, но твердое мнение, что ни один из них не осилил приблизиться к нему по красоте изображения. 7Artisans 1.1 / 50 же привлёк мое внимание сразу, как только я увидел первую сделанную им фотографию. Там было то, что я до этого видел только у Leica Noctilux: почерк. Прекрасная трехмерная передача пространства, нежное сияние в светах, гладкое боке… Кроме того, за исключением случаем значительной (более трех ступеней) локальной передержки на точечных источниках, поразительным оказалось полное отсутствие как боковых, так и продольных хроматических аберраций, даже на полностью открытой диафрагме (рис. 1), чем не может похвастаться 1/50 Noctilux. Полностью открытый, 7Artisans 1.1/50 немного мягче, чем Noctilux, и ближе к краям изображения заметна кома. Это делает его непригодным для технической фотографии, но вряд ли можно предположить, что кому-то придёт в голову купить его с целью пересъёмки архитектурных чертежей.
Принимая во внимание тот факт, что объектив 7Artisans 1.1 / 50 стоит 359 долларов, что составляет примерно 1/20 от цены подержанного Noctilux 1/50, мне не потребовалось много времени, чтобы заполучить его и, как следует, протестировать. Моим первым сюрпризом стал сам объектив: он красиво оформлен и напоминает дизайн Pre-ASPH Leica M. Объектив сделан качественно: его фокусировка плавная, без люфта, на кольце диафрагмы нет трещётки, что мне очень понравилось. По размеру он примерно на треть меньше, чем Noctilux и вдвое легче. Корпус объектива короче и меньше в диаметре, чем Noctilux, поэтому он не перекрывает 50-миллиметровые линии видоискателя.
Объектив поставлялся в высококачественной прочной коробке с замшевым чехлом, рулеткой и крошечной отверткой для юстировки. Как и большинство объективов дизайна Sonnar, он склонен к смещению фокуса (раздражающее явление смещения фокальной плоскости при изменении значения диафрагмы). Чтобы минимизировать этот эффект, объектив можно откалибровать для определенного расстояния и значения диафрагмы (большая линия Carl Zeiss Sonnar 1,5 / 50 ZM). Так что, как ни один другой производитель объективов, 7Artisans заботливо включили инструмент, который позволяет мне решить, хочу ли я использовать его для крупных планов или преимущественно для расстояний в три метра и более. Юстировка заняла у меня около пяти минут. Я предполагаю, однако, что большинство пользователей, вероятно, предпочтут вариант юстировки на открытой диафрагме, чтобы иметь возможность использовать полную светосилу объектива. Полностью открытый, это красивый портретный объектив (рис. 2).
Я должен отметить, однако, что смещение фокуса – проблема, с которой можно столкнуться, только при фокусировке с помощью оптического дальномера. Корпуса Leica M240 и M10, оснащенные дополнительным электронным видоискателем, делают возможной точную фокусировку на любом расстоянии и значении диафрагмы. На диафрагме f/5,6 и более, смещение фокуса исчезает, поскольку оно полностью компенсируется увеличением глубины резкости. Объектив имеет прекрасный микроконтраст, который проявляется на любой апертуре (рис. 3). Также стоит упомянуть его цветопередачу. Все фотографии, представленные в этой статье, представлены без цветокоррекции.
Компактность и высокая светосила сделали 7Artisans моим любимым объективом для балетной фотографии. Его оптические качества, кажется, идеально соответствуют предмету (рис. 4,5).
На полностью открытой диафрагме, цветовые градации становятся настолько деликатными, что, даже, при высокой насыщенности цветов, изображение выглядит нежно-пастельным (рис. 5). Однако, круги в расфокусе имеют яркую кайму, которая полностью исчезает при диафрагмировании до f/1.4. Контраст при этом резко повышается, картинка становится более объёмной (рис.6). Таким образом, изменяя значение диафрагмы всего на одну ступень, можно получить два изображения совершенно разных по характеру.
Конечно, 7Artisans 1.1 / 50, как и Leica Noctilux, – это объектив специального назначения. Однако, компактный размер, вес и цена позволяют постоянно носить его с собой и использовать при необходимости. Я хотел бы, чтобы этот объектив имел только две вещи: собственную бленду и не такой массивный фланец заднего оптического элемента. Последнему нужно объяснение: этот объектив мог бы быть идеальным компаньоном для Leica SL, но, к сожалению, он не полностью совместим. Он становится на SL через Leica L-адаптер-M при установке на бесконечность, но не фокусируется ближе, чем примерно на три метра, потому что его задний фланец зацепляется за крепление сенсора фотоаппарата. Не повреждает камеру, просто отказывается фокусироваться.
На момент написания статьи, 7Artisans, похоже, снова отличились. Они только что создали два объектива под M-байонет, оба с отличными оптическими характеристиками и впечатляющим качеством сборки: 2/35 и 1,4 / 28 ASPH. Мы опубликуем отзывы после окончания полевых испытаний.
Ираклий Шанидзе © 2019
You must be logged in to post a comment.