В октябре 2018 года, на выставке Photokina в Кёльне, Leica, Panasonic и Sigma сделали заявление, вызвавшее большой резонанс в фотоиндустрии. На основе полнокадрового беззеркального байонета Leica SL и в тесном сотрудничестве с Leica, Panasonic и Sigma планируют производить высококачественные камеры и объективы. Это действительно серьёзная новость, особенно, если учесть непревзойденный набор характеристик недавно анонсированных камер Panasonic S1 и S1R. Однако, не все, кажется, этому обрадовались. В интернете, словно лесной пожар, распространяются слухи о злом плане фирмы Panasonic отказаться от своей линии фотовидеокамер GH формата Micro-Four-Thirds (MFT), которая приобрела огромную популярность среди видеооператоров и независимых кинематографистов. Это, в свою очередь, приведет к быстрому исчезновению всего стандарта MFT, и миллионы фотографов, которые вложили свои тяжким трудом заработанные доллары в системы Olympus и Panasonic, в итоге получат кучу бесполезной и неподдерживаемой рухляди, собирающей пыль в чуланах. Многочисленные доморощенные «эксперты» предсказывают, что эта катастрофа эпических масштабов произойдёт уже через три месяца. Давайте же посмотрим, насколько неизбежна эта угроза, и есть ли она вообще.
Чтобы разобраться в происходящем и правильно оценить ситуацию, давайте поговорим о настоящем маркетинге. Panasonic сейчас находится на очень опасном пути. Из ниши, где он более десяти лет является бесспорным лидером, Panasonic ринулся на многолюдный рынок, уже занятый сильным лидером и двумя яростными конкурентами. В таких обстоятельствах Panasonic просто не может обойтись без лидерства в мире MFT, и вот почему. Именно MFT-камера Lumix GH5 дает Panasonic достаточные полномочия для того, чтобы позиционировать себя выше конкурентов (что, он, по-видимому, и стремится сделать).
Вы можете спросить, почему Panasonic ничего не делает, чтобы убедить пользователей системы Lumix GH, что камеры не будут сняты с производства в ближайшее время. Всё дело в том, что ему нет необходимости искусственно показывать свою преданность формату MFT. GH5 и G9 – достаточно современные камеры, чтобы держать их в производстве еще два-три года. Выпуск новой модели сейчас технологически не оправдан и очень дорог.
Теперь давайте обсудим, почему, помимо маркетинговых соображений, есть причина для продолжения успешного существования формата MFT. Как и в любом стандарте, у MFT есть и плюсы, и минусы. Давайте же их взвесим:
-
Для фотографии MFT изначально находится в невыгодном положении в сравнении с большими размерами кадров с точки зрения способности создавать иллюзию глубины. Все остальное (большая глубина резкости, меньший динамический диапазон и высокий уровень шума на больших ISO) не так критично, потому что этого можно избежать при достаточном уровне мастерства. Конечно, новые сенсоры и объективы делают изображение более объёмным, чем это было даже пять лет назал, но те же технологии, реализованные в больших форматах, делают это еще лучше.
-
Однако, в кинематографе и видео, иллюзия глубины не такая большая проблема, поскольку само движение более эффективно для решения этой задачи, чем размер кадра. Конечно, когда речь идет о художественных фильмах, демонстрируемых на экранах кинотеатров, разница очевидна. Однако компьютерные и телевизионные экраны, не говоря уже о мобильных устройствах, недостаточно велики, чтобы мы могли заметить, что фильмы, снятые на MFT выглядят менее объёмно, чем даже Panavision 70.
-
В видео мы используем выдержки, рассчитанные как 1/(2 * частота кадров). Так, при 24 кадрах в секунду скорость затвора составляет 1/48, что достаточно для работы с рассеянным светом при ISO400 на f 4-5,6. Следовательно, способность давать чистую картинку на высоких ISO не имеет большого значения.
-
Большая глубина резкости в видео, на самом деле, является преимуществом при съёмке с рук. Если у вас нет специального ассистента, который занимается исключительно фокусировкой, или вы работаете с гироскопическим стабилизатором, предпочтительнее использовать камеру MFT.
-
Камеры MFT и особенно объективы меньше, легче и дешевле, чем их полнокадровые аналоги.
Очевидно, что когда мы переходим от фотографии к видео, все преимущества MFT внезапно становятся гораздо более ценными, а недостатки теряют свою актуальность. На самом деле, MFT настолько хорош для видео, что BlackMagic Design, компания, занимающаяся профессиональным кинооборудованием, использует его в своих замечательных 4K камерах, которые используются видеографами и кинематографистами по всему миру. Топ-менеджмент Panasonic был достаточно умен, чтобы понять этот факт и воспользоваться им для продвижения линии Lumix GH, в то время как Olympus упорно продолжает делать камеры, предназначенные для неподвижной фотографии.
На данный момент, когда прибыли фотографического подразделения компании Olympus мрачны, и его камеры пользуются популярностью у сравнительно небольшой группы преданных поклонников, единственным достойным конкурентом Panasonic в MFT является BlackMagic Design, и то, только когда речь идет о рынке видео и кинооборудования. Однако, для гибридного использования, камеры Panasonic подходят намного лучше. Именно поэтому они будут продолжать успешно продаваться, несмотря на отличные и сравнительно недорогие камеры от BlackMagic Design.