Leica M10-D. Футуристический винтаж

История

Для некоторых Leica – странная фотографическая марка, безнадежно цепляющаяся за прошлое, со своими спартанскими игрушечными камерами, лишенными даже базовых функций. Другие (включая меня) считают её компанией, которая давно известна своим дальновидным подходом и технологическими решениями, которые другие производители камер и объективов не сочли целесообразными. Линейка самых светосильных и, в то же время, самых маленьких объективов Leica представляет собой впечатляющее и убедительное портфолио. Авторитет Leica в области «невозможной» оптики высочайшего класса неоспорим, но как насчет камер? Хотите об этом поговорить?

Слава Leica началась с первого 35-мм фотоаппарата, который действительно работал. Затем был первый встроенный сопряжённый дальномер и первая «система» со сменными объективами и хорошо продуманным набором аксессуаров. В 1952 году Leica отказалась от резьбового крепления и представила байонетную M3, возможно, лучшую из когда-либо созданных камер (по крайней мере, согласно мнению нескольких миллионов человек). Сосредоточив усилия на усовершенствовании конструкции дальномерых фотоаппаратов, Leica несколько опоздала к началу праздника жизни зеркальных фотокамер. Фактически, она никогда так и не сделала 35-мм пленочную зеркальную фотокамеру с автофокусом, что, в конечном счёте, нанесло смертельный удар во всех отношениях прекрасной линейке Leica R. Однако ещё в 2004 году Leica была первым и единственным производителем, которому удалось создать универсальную 35-мм плёночно-цифровую платформу, когда она представила на международной выставке Photokina  цифровой задник DMR (Digital Modul R), совместимый с плёночными фотоаппаратами Leica R8 и R9.

Leica продолжает удивлять и сегодня. В её ассортименте, например, есть зеркальная среднеформатная камера S007 , которая по размеру меньше профессиональных 35-мм фотоаппаратов, беззеркалка Leica SL с лучшим в отрасли электронным видоискателем, и крошечные футуристические APS-C камеры T/TL. которые по качеству изображения не уступают 35-мм системам других марок. Кстати, на этот раз, Leica поддалась давлению рынка и не упустила автофокус из списка спецификаций.

Внедряя инновации в области цифровых технологий, Leica не забыла о своем наследии, системе М. Первая цифровая дальномерная камера Leica M8 была представлена ​​в 2006 году, а первая полнокадровая модель, M9, появился четыре года спустя. Инженеры Leica достигли невозможного, так как установка цифрового сенсора размером 24х36 мм в таком тонком корпусе изначально казалась невыполнимой задачей. В 2016 году они пошли еще дальше, представив M10, самая тонкая цифровая камера в M-системе с тем же форм-фактором, что и плёночная модель M6. В дополнение к своим элегантным пропорциям, M10 обладает невероятными характеристиками при слабом освещении, что в сочетании со сверхсветосильными объективами Leica превращает её в настоящую мечту разведчика, способную обеспечить более чем приемлемое качество изображения практически в полной темноте.

Камера

Наверняка у некоторых возник вопрос: с какой стати такое длинное введение? Это потому, речь сейчас пойдёт о последней камере Leica, M10-D. Внутри она идентична предыдущей модели M10. Единственная реальная разница в том, что у него нет заднего ЖК-дисплея. Именно сейчас вы имеете полное право спросить: «Кому нужна цифровая камера без ЖК-дисплея, ну правда?». Именно эту мысль я и подумал, когда Leica USA прислала мне тестовую камеру. Это даже где-то было похоже на розыгрыш: вместо ЖК-дисплея я получил декоративный рычаг взвода затвора.

Причина этого стала для меня очевидной, когда я взял камеру в руки и откинул этот самый рычаг. Это была рукоятка под большой палец! По сравнению с моим M10, рукоятка сделала камеру более удобной для в работе, несмотря на её, казалось бы, острые края. Однако, ни прекрасный дизайн этой самой рукоятки, ни даже её некоторая функциональность, в моих глазах не выглядели информационным поводом, о котором стоило бы написать целую статью. Так что же такого замечательного в M10-D? Собака оказалась зарыта в главном конструктивном отличии от М10. Оказывается, отсутствие ЖК-дисплея вовсе не означает, что у камеры нет возможности общаться с фотографом. Новое мобильное приложение Leica FOTOS простым и понятным способом соединяет смартфоны с операционными системами iOS и Android с камерой. Все, что требуется для установления быстрого Wi-Fi-соединения, – это повернуть кольцо на задней стенке и отсканировать QR-код на внутренней стороне нижней панели камеры. После подключения, смартфон можно использовать как в качестве электронного видоискателя, так и в качестве командного интерфейса с сенсорным экраном, позволяющего, помимо прочего, загружать файлы DNG с полным разрешением в папку, доступную для мобильных фоторедакторов, таких как Lightroom Mobile.

Аутсорсинг настроек камеры и просмотра на смартфон показался мне шагом вполне логичным. Большинство из этих функций сродни запуску самонаводящейся ракеты: вы устанавливаете их один раз и никогда больше туда не возвращаетесь. Поэтому, какой смысл загружать камеру дополнительными элементами управления для доступа к вещам такого рода? Просмотр изображений на iPhone X гораздо более даёт куда более понятное представление об отснятом материале, чем на экране 1/3 его размера. Не говоря уже о возможности увеличения и прокрутки кадров с помощью жестов, и возможности, если необходимо, обмениваться фотографиями через Интернет. Фактически, интеграция смартфона оказалась настолько удобной, что теперь я ею пользуюсь в работе с моими M10 и SL.

В работе

Каким бы крутым не было приложение FOTOS, основное возражение, которое многие высказывали по поводу М10-D, было: «Как вы можете быть уверены, что ваши фотографии резкие, если вы не можете сразу их проверить?» Я лично это сомнение не разделяю, так как воспоминания о плёночных временах ещё не до конца стёрлись из моей памяти. Тогда единственным способом убедиться в правильности фокусировки и экспозиции было сначала проявить плёнку, а потом посмотреть слайды, или негативы через лупу на светящемся столе. Тем не менее, поскольку именно это вызвало лавину эмоционально насыщенных обсуждений на многочисленных форумах и страницах в социальных сетях, я решил лично убедиться в преимуществах отсутствия ЖК-дисплея.

Винтажный внешний вид камеры определил мой выбор объектива для испытаний: 1.4/35 Summilux Pre-ASPH. Его глубина резкости достаточно мала, чтобы тест оказался корректным. Первая часть испытаний прошла в Детройтском оперном театре, где я сделал несколько фотографий во время репетиции артистов балета. Уже в  первые пять минут съемки я осознал, сколько интересного я бы не увидел и не смог сфотографировать, если бы у меня был ЖК-дисплей. Камера буквально заставляла меня смотреть по сторонам и внимательнее относиться к тому, что происходит вокруг. Что касается того, чтобы убедиться, в правильности моих настроек, оказалось, что это вовсе не так уж и необходимо.

Leica M10-D, Summilux 1.4/35 Pre-ASPH @ f/2.8

Съёмка на f/2.8 показалась слишком простым испытанием, особенно с учётом того, что у меня была точка для предварительной фокусировки. Поэтому я решил сделать свою жизнь немного сложнее. Изображение ниже не было постановкой. Балерина исполняла Grand Jeté как часть своей танцевальной вариации, и единственное, на что я мог ориентироваться, была музыка.

Leica M10-D, Noctilux 1/50 @ f/1.4

В ручной фокусировке на движущийся объект нет никакой магии. Особенность дальномерного фотоаппарата заключается в том, что видоискатель оптически не связан с объективом, и, как следствие, затемнение в момент спуска затвора отсутствует. Даже современные беззеркальные камеры заставляют задуматься, что же на самом деле происходит в кадре в момент съемки. Камеры Leica M позволяют видеть изображение, именно когда открыт затвор, что в данном конкретном случае обеспечило мне полную уверенность в успехе.

Моим следующим тестом была съёмка при слабом освещении. M10-D благодаря своей матовой черной отделке и отсутствию пресловутого красного кружочка с надписью “Leica” над объективом – действительно камера-невидимка, идеально подходящая для непостановочной ночной съемки.

Leica M10-D, Summilux 1.4/35 Pre-ASPH @ f/4

Я уже говорил, что корпус M10-D герметичен? Конечно, было бы здорово, чтобы и M-объективы были влагозащищёнными, но достаточно просто обернуть объектив в кусок черного пластикового мешка для мусора, чтобы можно было, не опасаясь за их самочувствие, час-другой погулять под дождем.

Leica M10-D, Summilux 1.4/35 Pre-ASPH @ f/4

Именно на дождливых улицах ночного Детройта я понял, что отсутствие ЖК-дисплея делает меня еще менее заметным, так как нечему было засветить меня окружающим. Незаметность даёт возможность подойти к объекту близко, что делает изображения намного более “жизненными”, чем съёмка телеобъективом на большом расстоянии.

Leica M10-D, Summilux 1.4/35 Pre-ASPH @ f/5.6, ISO1600

Низкий уровень цифрового шума у М10-D означает, что, при слабом освещении,  можно прикрыть диафрагму для увеличения глубины резкости, когда это необходимо. Сложная многоплановая композиция (см. фото выше) требовала, чтобы каждая деталь была в фокусе, и камера не подвела.

Leica M10-D, Summilux 1.4/35 Pre-ASPH @ f/1.4

Когда Оскар Барнак задумал свою первую камеру Leica I, он представлял, что это будет фотоаппарат для пейзажной фотографии (для съёмки в горах, если точнее). Вот я и решил воздать должное, только со спецэффектами. Всё дело было в объективе. Как известно, неасферическая версия объектива Summilux 1,4/35, в диапазоне значений диафрагмы f/2.8-f/11 представляет собой образец для подражания в плане коррекции. Полностью открытый, однако, он полон приятных неожиданностей в виде комы, многочисленных зайчиков и, конечно, знаменитого “Leica glow”. Однако, визуальные последствия этих оптических “особенностей” легко воспроизводимы, а знание того, как объектив будет действовать в определенных ситуациях, сделало блики и кометы предсказуемыми даже без ЖК-дисплея.

Вердикт

Будучи владельцем M10, я, безусловно, могу жить без M10-D. Более того, даже если бы у меня было и то и другое, для важной коммерческой съёмки я бы все же взял с собой M10  по единственной причине: иногда важно сразу показать клиенту результат на ЖК-дисплее. Если бы передо мной стоял выбор, какую камеру купить, я бы, вероятно, выбрал M10-D, просто потому, что она такая замечательная.

Итак, о чём это я? Leica M10-D – это камера, которой удалось похитить моё сердце  в первый же день. Это первая цифровая камера, которая вызвала во мне настоящие эмоции. Фотография, как вид искусства, очень субъективна, и результаты во многом зависят от эмоционального состояния фотографа. Эта эмоциональная связь с камерой очень важна, потому что она вдохновляет, а вдохновение – сами знаете…

Leica M10-D, Noctilux 1/50 @ f/1 • All you need to know about classical dance

Irakly Shanidze © 2018