О конкурентной борьбе в фотографии. Часть четвертая

ПОЧЕМУ ФОТОГРАФУ МОЖНО НЕ КОНКУРИРОВАТЬ ЦЕНОЙ

К счастью, у фотографов есть способы выживания в конкурентной среде более действенные в долгосрочной перспективе и куда менее опасные, чем “торговля ценой”. Фотография, с точки зрения рыночного предложения, представляет собой гибрид услуги и товара, что даёт возможность фотографу эффективно дифференцировать себя в обоих компонентах своего продукта.

Конкуренция в сфере услуг

Фотография, как услуга, существенно многообразнее, чем это может показаться на первый взгляд. Причём, бурное развитие информационных технологий с каждым днём предоставляет всё больше возможностей её оказания. Даже если говорить о какой-то отдельной разновидности профессиональной фотографии, например, о портретной студии, мало кто сейчас ограничивается традиционным портретом в рамке. Если это всё, что Вы предлагаете, вряд ли очередное снижение цен увеличит среднюю сумму, потраченную клиентом в вашей студии.

Бизнес-клиенты уже давно осознали необходимость присутствия в интернете, поэтому их сейчас больше интересуют фотографии для веб-сайтов и социальных сетей. Более того, времена “статичных” веб-сайтов уже прошли, и стандартом индустрии стали сайты с динамическим, постоянно меняющимся контентом, в том числе и визуальным. Сайты всё больше интегрируются с соцсетями, где обновление контента происходит не то что ежедневно, а ежеминутно.

При этом, каждая площадка имеет свою визуальную эстетику. Это даёт фотографу возможность расширить ассортимент, или специализироваться. Например, если Вы предпочитаете снимать крупные планы – поясные и погрудные портреты, ваши работы наверняка имеют шанс быть востребованными в Instagram. Стиль “Lifestyle” больше подходит для Facebook, имитация традиционной рекламной эстетики – LinkedIn.

Кроме сайтов и соцсетей, где контент является приманкой, на которую посетитель должен каким-то образом клюнуть, еще есть и активные методы продвижения, направленные на конкретную целевую аудиторию, или даже на отдельного потенциального клиента. Это, в первую очередь, электронные рассылки, которые  клиент не только вынужден постоянно обновлять, но даже создавать несколько разных для продвижения одного и того же продукта в разных секторах своей целевой аудитории.

В описанной ситуации, фотографу только остаётся грамотно донести до клиента, какие перед тем стоят задачи, и как фотограф может помочь в их решении. Таким образом, вместо одного портрета в рамке, который будет висеть на доске почёта следующие пятнадцать лет, Вы имеете возможность продать клиенту как минимум пять фотографий, выполненных в разной стилистике, и которые придётся обновлять, как минимум, раз в месяц. Да, каждая из этих работ будет дешевле холста в золочённой раме, но зато у Вас появится постоянный клиент, который принесёт в год прибыли в несколько раз больше, чем один традиционный портрет.

Разобравшись в том, что собой представляет маркетинговая кампания Вашего клиента, Вы сможете предложить ему услугу, которая не будет выглядеть, как нечто, предназначенное исключительно для пополнения Вашего кармана, а будет по-настоящему полезной. Люди с легкостью и даже наслаждением отказываются от того, что им не нужно, но возможность получить прибыль заставляет их, как минимум, задуматься.

Товарная конкуренция

Конкуренция на товарном рынке превращается в настоящий кошмар, если все пытаются продать одно и то же. В ход идут самые разные уловки, от привлечения покупателей ряжеными до использования коробейников в вагонах метро. Эффективность этих методов всем хорошо известна. Поэтому, следующий за ними шаг – ценовая война. Поскольку работать себе в убыток никто не хочет, большинство ценовых “акций” представляют собой более, или менее тщательно продуманные дурилки и заморочки, в конечном итоге ведущие к потере доверия у целевой аудитории. Дойдя до этой ручки, компания вынуждена потратить серьёзную часть худо-бедно заработанной прибыли на ребрендинг, или вообще закрыться, чтобы восстать из пепла с новым именем и обещаниями работать честно.

У фотографа есть секретное оружие, с помощью которого можно обойтись без  саморазрушающих и шизофренических методов продвижения. Название этому оружию – персональный стиль. Именно персональный стиль помогает дифференцировать себя от конкурентов и, в конечном счёте, избавиться от конкуренции вообще. То, что губительно для хирурга, спасает художника. “Персональный стиль” в медицине – страшная вещь, как выяснилось.  Мы хотим, чтобы все хирурги были одинаково хорошими и, при этом, взаимозаменяемыми. Когда три бригады хирургов трудится над пересадкой сердца, смена действующих лиц не должна влиять на ход операции. Следовательно, в идеале, все они должны уметь делать абсолютно одно и то же совершенно одинаково. Та же самая ситуация существует и в современном компьютерном программировании, или, скажем, в ракетостроении, где наличие стандартов помогает большому количеству людей работать над одним большим проектом.

Фотографические задачи, в отличии от инженерных и многих других, в большинстве своём, стандартам не подчиняются. Фотография уникальна, потому что является следствием реакции фотографа на объект. Чем “ближе” они друг другу, тем лучше результат, тем честнее содержащийся в снимке посыл, тем правдивее эмоции. Поэтому, каким бы талантливым фотограф ни был, если его страсть – мотоциклы, то вряд ли портреты младенцев у него будут такими же впечатляющими, как, например, фоторепортаж с мотогонок.

Даже, работая в одной и той же сфере, два прекрасных фотографа снимают по-разному прекрасно. Поэтому, в случае отсутствия ценовой войны, клиент выбирает стиль, который подходит, или нравится ему больше.

Фотографов с хорошо узнаваемым стилем намного меньше, чем потенциальных клиентов, у которых стиль востребован. Поэтому самая действенная рекомендация – не только совершенствовать технические навыки, что безусловно необходимо, но развивать свой неповторимый стиль.

Если бы просто наличие неповторимого стиля гарантировало успех и полное финансовое благоденствие, всё было бы слишком просто. К сожалению, стиль – это только пропуск туда, где выдают вышеупомянутое. Если Вы счастливый обладатель стиля, вернитесь к предыдущему выпуску “Как себя продавать” и вдумчиво прочитайте его снова.

Индивидуальность и оригинальность стиля не является поводом к произнесению незабываемого “я – художник, я так вижу”. В первую очередь, нужно выяснить, что же нужно рынку вообще и потенциальному клиенту в частности, а потом взять напильник и с его помощью приспособить свой незабываемый стиль к актуальным потребностям рынка.

Ираклий Шанидзе © 2016

2 thoughts on “О конкурентной борьбе в фотографии. Часть четвертая

  1. Ираклий, вот появилась уже четвёртая часть этого поистине захватывающего откровения, а третьей нет! Чувствую себя обделённым! Надеюсь, что не переименуете эту часть в третью…

Comments are closed.