О конкурентной борьбе в фотографии. Часть вторая.

Почему фотографам опасно конкурировать ценой

Как и остальные соратники по сфере услуг, фотографы редко могут четко определить себестоимость своей трудовой деятельности. Особенно это касается тех, кого нанимают не на фиксированный промежуток времени. Сравните, например, работу свадебного фотографа и портретиста: в то время, как первый четко знает, сколько часов ему предстоит отработать с фотоаппаратом в руках и с большой достоверностью может предположить, сколько ему прийдется провести перед экраном компьютера, второй может сделать устраивающий заказчика портрет за пять минут, а может провозиться с ним целый день. Причем, заметьте, для этого совсем не обязательно быть плохим фотографом. В коммерческой фотографии ситуация ещё сложнее, поскольку жесткие спецификации требуемого результата нередко накладывают на процесс съёмки дорогостоящие ограничения, и если этого не предусмотреть, то оплачивать их прийдется из собственного кармана. Кроме того, подсчитать реальные накладные расходы фотографу намного труднее, чем кажется. Всё это приводит к тому, что он не может понять, какие расценки являются для него убыточными.

Происходит это по довольно забавной причине. Дело в том, что фотография – это не совсем услуга. Вернёмся к примеру визита к врачу. Врач проводит с  пациентом какое-то время, совершает какие-то действия, и в результате встречи пациент выздоравливает, хотя конечно не всегда. Единственное, что можно получить в руки, посетив врача – это рецепт, или направление к другому специалисту. Уходя от фотографа, клиент прижимает к сердцу самый настоящий товар – фотографию, низкая себестоимость которой и сбивает с толку обоих. Клиент, понимая, что такой отпечаток он может сам сделать в фотолаборатории напротив за сумму, эквивалентную одной поездке в городском транспорте, считает, что он заплатил слишком много. Фотограф, если он недостаточно опытен, принимает себестоимость отпечатка за себестоимость обслуживания клиента и таким образом недооценивает собственный труд.

Классический пример недооценки – это повторяющаяся с удивительной точностью ситуация с начинающим фотографом, решившем построить свою фотографическую карьеру на клиентуре бывшего работодателя. Свято веря, что начальник “ломил цены от балды”, он обзванивает десяток позаимствованных в в его записной книжке номеров и делает заманчивые предложения. В большинстве случаев ему отказывают, но иногда попадается недостаточно умудрённый опытом клиент, жадность которого побеждает здравый смысл. Фотограф выполняет заказ, но после того, как по неопытности делает несколько досадных ошибок, в результате чего работа растягивается, вместо предполагаемой половины дня, на трое суток. Кроме того, клиент, понимая с кем он имеет дело, вдруг заявляет, что результат ему не подходит, но так и быть, он согласен его не переделывать, если фотограф сделает скидку в 20%. Понимая, что дешевле согласиться, бедняга соглашается. Он упорно продолжает находить себе жадных клиентов, надеясь, что скоро всё изменится, когда все поймут, какой он талантливый и весь из себя профессиональный. Вдруг, когда приходит время платить за квартиру, оказывается, что, несмотря на месяц напряженного труда, платить-то нечем… Вот тут-то он и вспоминает с тоской ту самую двадцатипроцентную скидку…

Это ещё не всё. Ситуация усугубляется тем, что профессиональный фотограф постоянно что-то покупает. Даже если он не одержим навязчивым желанием владеть всегда самым передовым и суперсовременным оборудованием, ему всё равно приходится приобретать всякие “мелочи”: карты памяти, жесткие диски для хранения архива, лампы и предохранители для вспышек. Раз в два-три года конкуренция вынуждает делать более серьёзные покупки: оптику, фотоаппараты, свет. В итоге, заработок по факту оказывается существенно ниже, чем сразу показалось.

Покойный Хельмут Ньютон, царство ему небесное, сказал как-то, что если вам кажется, что вы работаете больше, чем отдыхаете, удваивайте цены. Ссылаясь на его мемуары, могу смело утверждать, что он однажды именно так и поступил.

Ираклий Шанидзе © 2016