7Artisans. Noctilux, берегись!

Уважаемый читатель, Вы слышали когда-нибудь о 7Artisans?

Если ответ «нет», особенно если Вы фотографируете одной из камер Leica M, Вас ждет большой сюрприз. Любой фотограф, который когда-либо снимал на Leica, знает, что в мире 24×36 мм существует всего два вида оптики: Leica и все остальное. Да, нам известны некоторые превосходные объективы от разных брендов, будь то европейские или японские, но в целом только Leica неизменно удается придумывать уникальные дизайны, которые обеспечивают высокую светосилу, уникальное качество изображения и компактность в одной упаковке. Кроме того, у объективов Leica, особенно старых доасферических конструкций, есть почерк, который легко распознать даже тем, кто не занимается оптической инженерией профессионально. Этот статус-кво существовал более сотни лет, до недавнего времени.

В прошлом году, совершенно неизвестная компания из Китайской Народной Республики взяла фотографический мир штурмом. У неё довольно необычное название, которое сразу же запоминается: 7 Artisans. Как ковбой, который  пинает дверь в салун, чтобы никто не пропустил его появления, 7Artisans появились на фотографической арене вполне громко: 50 мм f/1.1 в байонете Leica M,  сопряженным с дальномером. Справедливости ради, мы уже видели светосильные 50-миллиметровые объективы, вторгавшиеся на территорию Leica Noctilux. Voightlander 1.1 / 50 и даже Mitacon 0.95/50 вышли несколько лет назад, но… Как у владельца 1/50 Noctilux, у меня есть скромное, но твердое мнение, что ни один из них не осилил приблизиться к нему по красоте изображения. 7Artisans 1.1 / 50 же привлёк мое внимание сразу, как только я увидел первую сделанную им фотографию. Там было то, что я до этого видел только у Leica Noctilux: почерк. Прекрасная трехмерная передача пространства, нежное сияние в светах, гладкое боке… Кроме того, за исключением случаем значительной (более трех ступеней) локальной передержки на точечных источниках, поразительным оказалось полное отсутствие как боковых, так и продольных хроматических аберраций, даже на полностью открытой диафрагме (рис. 1), чем не может похвастаться 1/50 Noctilux. Полностью открытый, 7Artisans 1.1/50  немного мягче, чем Noctilux, и ближе к краям изображения заметна кома. Это делает его непригодным для технической фотографии, но  вряд ли можно предположить,  что кому-то придёт в голову купить его с целью пересъёмки архитектурных чертежей.

Fig. 1 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @ f/1.1

Принимая во внимание тот факт, что объектив 7Artisans 1.1 / 50 стоит 359 долларов, что составляет примерно 1/20 от цены подержанного Noctilux 1/50, мне не потребовалось много времени, чтобы заполучить его и,  как следует, протестировать. Моим первым сюрпризом стал сам объектив: он красиво оформлен и напоминает дизайн Pre-ASPH Leica M. Объектив сделан качественно: его фокусировка плавная, без люфта, на кольце диафрагмы нет трещётки, что мне очень понравилось. По размеру он примерно на треть меньше, чем Noctilux и вдвое легче. Корпус объектива короче и меньше в диаметре, чем Noctilux, поэтому он не перекрывает 50-миллиметровые линии видоискателя.

Объектив поставлялся в высококачественной прочной коробке с замшевым чехлом, рулеткой и крошечной отверткой для юстировки. Как и большинство объективов дизайна Sonnar, он склонен к смещению фокуса (раздражающее явление смещения фокальной плоскости при изменении значения диафрагмы). Чтобы минимизировать этот эффект, объектив можно откалибровать для определенного расстояния и значения диафрагмы (большая линия Carl Zeiss Sonnar 1,5 / 50 ZM). Так что, как ни один другой производитель объективов, 7Artisans заботливо включили инструмент, который позволяет мне решить, хочу ли я использовать его для крупных планов или преимущественно для расстояний в три метра и более. Юстировка заняла у меня около пяти минут. Я предполагаю, однако, что большинство пользователей, вероятно, предпочтут вариант юстировки на открытой диафрагме, чтобы иметь возможность использовать полную светосилу объектива. Полностью открытый, это красивый портретный объектив (рис. 2).

Fig. 2 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @f/1.1

Я должен отметить, однако, что смещение фокуса – проблема,  с которой можно столкнуться, только при фокусировке  с помощью оптического дальномера. Корпуса Leica M240 и M10, оснащенные дополнительным электронным видоискателем, делают возможной точную фокусировку на любом расстоянии и значении диафрагмы. На диафрагме  f/5,6 и более, смещение фокуса исчезает, поскольку оно полностью компенсируется увеличением глубины резкости. Объектив имеет прекрасный микроконтраст, который проявляется на любой апертуре (рис. 3). Также стоит упомянуть его цветопередачу. Все фотографии, представленные в этой статье, представлены без цветокоррекции.

Fig. 3 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @ f/8

Компактность и высокая светосила сделали 7Artisans моим любимым объективом для балетной фотографии.  Его оптические качества, кажется, идеально соответствуют предмету (рис. 4,5).

Fig. 4 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @f/1.4

На полностью открытой диафрагме, цветовые градации становятся настолько деликатными, что, даже, при высокой насыщенности цветов, изображение выглядит нежно-пастельным (рис. 5). Однако, круги в расфокусе имеют яркую кайму, которая полностью исчезает при диафрагмировании до f/1.4. Контраст при этом резко повышается, картинка становится более объёмной (рис.6). Таким образом, изменяя значение диафрагмы всего на одну ступень, можно получить два изображения совершенно разных по характеру.

Fig. 5 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @ f/1.1

Конечно, 7Artisans 1.1 / 50, как и Leica Noctilux, – это объектив специального назначения. Однако, компактный размер, вес и цена позволяют постоянно носить его с собой и использовать при необходимости. Я хотел бы, чтобы этот объектив имел только две вещи: собственную бленду и не такой массивный фланец заднего оптического элемента. Последнему нужно объяснение: этот объектив мог бы быть идеальным компаньоном для Leica SL, но, к сожалению, он не полностью совместим. Он становится на SL через Leica L-адаптер-M при установке на бесконечность, но не фокусируется ближе, чем примерно на три метра, потому что его задний фланец зацепляется за крепление сенсора фотоаппарата. Не повреждает камеру, просто отказывается фокусироваться.

Рис. 6 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @ f/1.4
Рис. 6 Leica M10, 7Artisans 1.1/50 @ f/1.4

На момент написания статьи, 7Artisans, похоже, снова отличились. Они только что создали два объектива под  M-байонет, оба  с отличными оптическими характеристиками и впечатляющим качеством сборки: 2/35 и 1,4 / 28 ASPH. Мы опубликуем отзывы после окончания полевых испытаний.

Ираклий Шанидзе © 2019