7Artisans и видео. Достоинства и недостатки.

Оригинальные оптические свойства объектива 7Artisans Photoelectric 1.1/50, буквально после первой  фотосъёмки, натолкнули меня на мысль о том, что было бы интересно использовать его для видео. Причём, дело не только в светосильности, но и в интересном “винтажном” рисунке, который хорошо подходит для стилизации кадра. Проблема заключалась в том, что объектив оригинальной версии с байонетом Leica M, из-за сильно выступающего заднего  элемента, хоть и монтировался на камере Leica SL, не мог фокусироваться на бесконечность. В  новой версии эта проблема решена. Кроме того, байонет Leica M практически универсален, настолько легко и дёшево он адаптируется под любую беззеркальную систему.  Разумеется, это полностью механический неавтофокусный объектив (как, впрочем, и любой другой, используемый в профессиональной видео- и киносъёмке). Единственная связь с электроникой камеры (возможная только на цифровых тушках Leica  M и SL) – это 6-битный код, благодаря которому, камера интерпретирует объектив, как Leica Noctilux 1/50.

Поскольку объектив этот, в первую очередь, предназначен для съёмки в условиях недостатка освещения, большая часть съёмок велась в сумерки и в тёмное время суток, чтобы полностью продемонстрировать потенциал оптики. В общем, лучше смотреть, чем читать, поэтому, вот вам результат, который мы обсудим ниже:

video
play-sharp-fill

Большинство кадров снято в 4К на размер кадра Super35, близкий к APS-C, но вся замедленная съёмка – 120 кадров в секунду и полный размер 24х36мм. Обратите внимание, что, даже на  полном кадре,  краевых эффектов практически не наблюдается.

Что понравилось:

  • очень красивые блики и переотражения от точечных источников света
  • отличная цветопередача, даже против света
  • “сияние” вокруг светов на значениях диафрагмы f/1.1 – f/2, которое полностью исчезает на f/2.8
  • “винтажный”, то есть, мягкий, но контрастный, трёхмерный рисунок
  • на открытой диафрагме – ничтожный, для такой светосилы, уровень латеральных хроматических аберраций
  • на диафрагме f/1.4, круглые и точечные  источники света в расфокусе превращаются в идеально равномерно освещённые круги правильной формы (разумеется, ближе к краям кадра они превращаются в “кошачьи глаза”, как у любого сверхсветосильного объектива)
  • на полностью открытой диафрагме рисунок резко меняется: у кругов в расфокусе появляется яркая кайма, а все элементы боке тянутся к краям кадра, что буквально толкает взгляд зрителя к элементу, расположенному в центре
  • двенадцатилепестковая диафрагма даёт идеальные круги  в расфокусе и красивые многолучевые “звёзды” в зоне резкости
  • разрешение объектива вполне подходит для 4К видео
  • бесступенчатая регулировка диафрагмы
  • полное отсутствие люфта фокусировочного кольца
  • небольшой вес и размер,  позволяющие легко балансировать камеру на стедикаме

Что не понравилось:

  • в первую очередь, короткий ход фокусировочного кольца, затрудняющий точную фокусировку на открытой диафрагме; проблема полностью решается на рельсах с внешним фокусировочным механизмом, когда камера стоит на штативе
  • источники света “неправильной” формы могут расфокусироваться в “бублики”, что не всем нравится
  • отсутствие в комплекте бленды, которая очень нужна, особенно на f/1.1 – f/4; это проблема для съёмки с рук, или со стедикама, когда камеру не поставишь на рельсы  с киношной блендой

Вердикт:

Разумеется, это не самый универсальный объектив в мире. Однако, учитывая его уникальные свойства и до неприличия низкую цену, я склоняюсь к тому, что достоинства явно перевешивают сравнительно легко устранимые  недостатки. Иметь в своём арсенале объектив, которым можно красиво снимать ночью 24 кадра в секунду на ISO400, да ещё всего за $350 долларов – это возможность, которую сложно переоценить.

Ираклий Шанидзе © 2019