Несмотря на то, что в моей студии всегда готова к работе гора студийного оборудования, я всё чаще иду на съёмку без него. Почему? Да потому что сегодняшнее состояние фотографической цифровой технологии полностью изменила мои представления о возможности использования доступного освещения в профессиональной съёмке. В то время, как возможности дизайна оптики ограничены физическими законами, что делает светосильную оптику довольно неудобной в использовании и дорогой в приобретении, цифровые компоненты фотографических систем продолжают совершенствоваться с удивительной быстротой. Сегодняшние любительские фотоаппараты выдают картинку приемлемого качества на ISO3200, а профессиональные камеры работают на коммерческом уровне качества на ISO6400 и более. При наличии оптической стабилизации изображения, даже относительно “медленные” объективы со светосилой f/2.8 можно использовать на скоростях затвора, которые всего несколько лет назад были доступны только при работе дальномерными камерами.
Итак, зачем пользоваться доступным светом? Во-первых, потому что он позволяет создать естественную и комфортную рабочую атмосферу. Это особенно полезно в портретной фотографии, да и, на самом деле, в любой ситуации, когда объект съёмки – люди. Когда у вас в качестве источника света окно, а не огромный софтбокс, или неуклюжий зонтик, съёмка превращается в непринуждённую беседу, и объект съёмки не чувствует себя жертвой устрашающего процесса по успешному запечатлению его на фотографии. Если же в кадре больше одного человека, и вы задумали картинку жанрового свойства, просто наличие студийного осветительного прибора в помещении может всё начисто испортить.
“Доступный”, однако, не означает “естественный”. “Доступный свет” – это любой вид освещения, который есть там, где вы оказались, но не тот, который вы принесли с собой, в связи с чем ваши возможности по его контролю лимитированы. Часто, изучая источники доступного света и то, как их свет распределяется в помещении, вы можете прекрасно разобраться в том, что и как можно там сфотографировать. Если сделать это заранее, то вы просто обречены на получение профессиональных результатов с минимальным вторжением в происходящее.
Доступное освещение может оказаться настоящим спасением в агрессивных условиях съёмки, когда количество минут, которое приходится провести на площадке, хочется уменьшить до одной. Например, если фотографируешь автомобиль при температуре -12℃ и 20 морских узлов ветра. В такой ситуации, возможность работы со студийным светом даже не рассматривается. Вместо этого, намного конструктивнее будет найти освещённое место и расположить машину таким образом, чтобы доступный свет выглядел на ней достойно.
Способность фотоаппаратов нового поколения давать приемлемые, с точки зрения фотографа-профессионала, результаты на ISO3200 и выше, возможно, самое ценное технологическое достижение с момента появления цифровой фотографии. Всё, что нужно фотографу – научиться этим пользоваться, что требует определённых навыков:
- способность “видеть свет”
- понимание того, как можно использовать окружающее пространство для изменения характеристик доступного освещения, когда это необходимо
- знание теории цвета и того, что нужно и можно делать в условиях смешанного освещения
Мы обсудим эти навыки и то, как доступный свет можно использовать в разных видах фотографии, в наших последующих публикациях.
Вы можете спросить, почему не воспользоваться искусственным светом? Снимать со студийным светом – это роскошь. В смысле, не только потому что он дорогой (по крайней мере, тот, который заслуживает того, чтобы его купить), но еще и по причине всего того, что с этим связано. Если планируется выездная съёмка, с собой приходится тащить десятки килограммов оборудования. Иногда его столько, что все эти сумки, коробки, чемоданы и связки металлических труб в легковую машину не помещаются. Конечно, бывают ситуации, в которых использование студийного света неизбежно, и тогда приходится нанимать ассистента, и/или готовить себя к серьёзным физическим упражнениям с отягощениями.
Вы будете удивлены, насколько часто можно обойтись без студийного света. Хотя, нередко, желание не обойтись может быть очень сильным. Например, если вы хотите сразить клиента наповал обилием высоких технологий. Победить это желание довольно просто, если еще раз напомнить себе, зачем клиент к вам пришёл, и что ему, на самом деле, от вас нужно – шашечки, или ехать.
You must be logged in to post a comment.