Фотография, как кино. Часть 2

Роль оптики

Как мы обсуждали в первой части статьи, у нас есть несколько методов, которые используются для создания фотографий, похожими на кино. Некоторые из них предназначены для создания иллюзии трёхмерности изображения, другие помогают взгляду двигаться без усилий по широкоэкранному кинокадру. На этот раз мы поговорим о оптике, способной формировать “киношную” картинку.

Чтобы понять, какую роль играет оптика, нам нужно вернуться к кинематографу и немного разобраться в устройстве плёночных кинокамер прошлого. В отличие от привычного фотографу шторного, или центрального затвора, кинокамеры оснащались так называемым обтюратором, или ротационным затвором. Обтюратор в его простейшей форме представляет собой лопасть которая вращается перед кадровым окном (рис.1). Вращение лопасти синхронизировано со скачковым механизмом таким образом, что плёнка в кадровом окне остаётся неподвижной, от момента открытия обтюратора до его полного закрытия.

Рис. 1 Обтюратор © Joram van Hartingsveldt

За исключением особых случаев скоростной съёмки, пленка перемещается со скоростью 24 кадра в секунду. При угле затвора в 180º, рамка остается открытой на 1/48 сек, что в два раза короче, чем время нахождения плёнки в кадровом окне. Фотографы знают что, при такой скорости затвора, движущиеся объекты теряют резкость из-за размытия. Мы не замечаем следов размытия, характерных для “шевелёнки”, потому что сетчатка глаза имеет инерцию 1/24 секунды, и серия картинок на киноплёнке, сменяющих друг друга со скоростью 24 кадра в секунду, не даёт увидеть смаз. Более того, это остаточное размытие делает движущееся изображение более плавным. Более короткие выдержки при этой частоте кадров создают неприятное ощущение дробности движения, а при более длинных смаз становится заметен. Итак, 1/48 секунды, ни больше, ни меньше. Но как же быть с резкостью?

Как вы уже знаете из этой статьи в блоге, у некоторых объективов есть любопытное свойство: изображение кажется приемлемо резким, даже когда оно немного не в фокусе. То же самое верно для ситуаций с небольшим размытием движения. Это свойство называется пластичностью оптики, обусловленной высоким микроконтрастом. Оно нередко встречается у старых объективов, особенно немецкого дизайна. Дополнительным преимуществом высокого микроконтраста является высокая степень кажущейся глубины изображения. Это, кстати, одна из причин, почему некоторые кинематографисты модифицируют для совместимости с их кинокамерами давно снятые с производства объективы Leica R.

Рис. 2 Leica M9, ​​Leica Elmarit-M 2.8 / 24 ASPH, 1/8 с, f/2.8

Посмотрите внимательно на Рис.2: голова Бетти Буп находится за пределами области глубины резкости, весь передний план не отличается особой резкостью, что вполне ожидаемо при съёмке с выдержкой 1/8 секунды. Тем не менее, это не заметно, пока вы не присмотритесь. Иллюзия глубины с успехом компенсирует эту нехватку резкости, и, благодаря этому, изображение не кажется техническим браком.

Очень похожая ситуация показана на рис. 3. Он был снят с 35-миллиметровым объективом на f / 1,4 и сфокусирован на телефоне. Мужская модель находится за плоскостью фокуса, но его лицо, тем не менее, кажется резким.

Рис. 3 Leica SL, Carl Zeiss Distagon 1.4/35 ZM

Последний пример показывает, как пластичный объектив справляется со смазом изображения. Это очень похоже на то, что происходит на кинематографической съемочной площадке, но доведено до крайности: камера стабильна, но скорость затвора слишком медленная, чтобы заморозить движение людей в кадре. Тем не менее, этот смаз не кажется ошибкой, но делает изображение более динамичным. Опять, всё это, благодаря высокому микроконтрасту объектива:

Рис. 4 Leica M9, Summilux 1.4/50 Pre-ASPH, 1/4 сек, f/16

Итак, чтобы подвести итог нашим выводам, если вы хотите, чтобы ваши снимки выглядели более похожими на кино, то есть казаться острыми, если они не были острыми, не пытайтесь сделать это с помощью 18-элементного масштабирования с стабилизацией изображения (применяются исключения), Или супермодный объектив Sigma Art. Старое немецкое премьерство с 1960-1970 года, оно послужит вам лучше без плохого случая шока наклейки.

 

Ираклий Шанидзе © 2017