Микроконтраст или, как его еще называют пластичность объектива, является важным свойством оптической системы. Микроконтраст описывает способность объектива создать иллюзию объёма на плоском носителе. При этом, он всегда был одним из самых запутанных терминов в фотографии, поскольку большинство фотографов не понимают его физический смысл и, как следствие, разницу между общим контрастом объектива, определяющим его разрешающую способность, и микроконтрастом, который, имеет отношение к динамическому диапазону и определяет способность оптической системы разрешать близкие тона.
Как мы уже обсуждали ранее в этой статье, фотографии, снятые на средний формат кажутся более объёмными, чем снимки, сделанные камерами со стандартным размером 24х36мм. Однако, всё не так просто. Оказывается, в природе существуют объективы, предназначенные для одного и того же формата кадра, у которых разрешающая способность одинакова, но, при этом, один “рисует” трёхмерно, а другой – плоско. Как же так?
На самом деле это легко объяснить с помощью графика. Математически, краевая резкость является производной от яркости по расстоянию, и её можно трактовать, как градиент плотности. Функцию краевой резкости можно аппроксимировать, как линейный отрезок с углом наклона ⍺. На самом деле, это нелинейная функция, и форма её кривой определяет деликатность тонального перехода. Если кривая падает слишком круто, изображение выглядит очень резким но плоским, но если она приближается к линии краевой резкости плавно, но не пересекает её, изображение выглядит мягким.
На графике показано, как три различных объектива с одинаковой разрешающей способностью регистрируют изображение серой шкалы (приведена под графиком).
Все три линзы имеют одинаковую краевую резкость. Это проявляется в том, что они одинаково представляют зоны полной и нулевой яркости, следовательно, у них одинаковое значение φ. Однако они отличаются своей способностью разрешать соседние зоны с близкими тональными значениями:
- Объектив 1 имеет плохую резкость: резкое падение яркости происходит ниже порога видимости и за пределами градиента краевой резкости (пример: недорогой любительский вариофокальный объектив)
- Объектив 2 имеет хороший микроконтраст. Зона, отмеченная красной стрелкой, отличается хорошей различимостью деталей в тенях. (пример: объектив Leica M)
- Объектив 3 имеет сверхвысокую резкость, но детали в светах и тенях в пределах градиента краевой резкости разделяет плохо. (пример: объектив Sigma Art)
Та же информация, что и на графике, может быть представлена визуально в виде градиентов плотности. Верхний градиент не имеет видимого резкого края практически во всём диапазоне, поскольку падение яркости происходит ниже черты видимости деталей в тенях. Средний градиент (Sigma Art) имеет ярко выраженный край резкости в районе середины, но края практичекски равномерны, и деталей в них не видно. Нижний градиент, соответствующий объективу с хорошим микроконтрастом, имеет явный тональный переход ближе к теням, и он не настолько узкий, как у Sigma Art, и детали хорошо различимы с обеих сторон градиента плотности.
Числа произвольны и приведены только для иллюстрации. График описывает гипотетическую область границы чёрного и белого, освещенную точечным источником света и сфотографированную тремя различными объективами в одинаковых условиях.
Хороший микроконтраст характерен не только для объективов фирмы Leica. Вся оптика Zeiss ZM так же отличается исключительной объёмностью изображения. Причём, рисунок цейссовских объективов отличается от Leica, но не менее интересен: в то время, как в “леечных” фотографиях есть иллюзия глубины, вызывающая желание забраться в изображение, цейссовская картинка представляет собой нечто вроде плоской поверхности, на которой лежат реалистичные трёхмерные объекты.
Большинство дальномерных объективов советского производства, благодаря микроконтрасту, имеют очень красивый рисунок. Особенно хороши Юпитер-3 и Юпитер-12. Недавно появилось несколько интересных объективов китайского производства. Среди них особого внимания заслуживает 7Artisans 50mm f/1.1, которым сделана фотография в начале статьи.
Ираклий Шанидзе © 2019
You must be logged in to post a comment.